В последнее время очень часто идут обращения на консультациях к педагогу-психологу родителей и педагогов по поводу кризиса 5 лет у детей дошкольного возраста. Да, все мы несомненно знакомы с возрастной периодизацией возрастных кризисов по Л. Выгодскому, современный мир меняется и кризис «молодеет». И важно остановиться на промежуточном кризисе 5 лет.
Возрастной кризис – это неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира у ребенка на более взрослое.
Возрастные кризисы у детей хорошо наблюдаемы и требуют внимания психологов, педагогов, родителей, поскольку непрохождение каждого кризиса наслаивается на следующий. Детские кризисы особенно сильно впечатываются в характер человека и часто задают направление всей жизни.
Так, ребенок без базового доверия может оказаться во взрослости неспособным к глубоким личным отношениям. Не ощутивший самостоятельность в детстве человек не имеет возможности опереться на личные силы, остается инфантильным и всю жизнь ищет замену родителю в супруге, начальстве или же стремится безвольно раствориться в социальной группе. Ребенок, не наученный трудолюбию, во взрослости испытывает проблемы с внутренним целеполаганием и внешней дисциплиной.
Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста должны знать симптомы кризиса 5 лет, чтобы вовремя оказать необходимую помощь детям и дать правильные рекомендации родителям.
Симптомы кризиса у детей пяти лет проявляются так:
• Ребенок замкнулся в себе, стал меньше говорить, делиться с вами своими эмоциями, успехами и достижениями, хотя всегда делал это.
• Отказывается подчиняться взрослым, проявляет непослушание.
• Стал очень робким, неуверенным и боязливым, он стремится спрятаться от всего нового и ему еще неизвестного.
• Ребенок почти все время раздражен и зол, грубит взрослым и сверстникам без причины.
• Истерит без повода, плачет по пустякам и капризничает целыми днями.
• Кривляется, манерничает и зло копирует взрослых.
• Очень много фантазирует, рассказывает всем выдуманные истории, выдавая их за правдивые.
• Много двигается и быстро устает, очень эмоционален, хотя раньше не был замечен в этом.
• Ребенок заявляет, что хочет больше свободы и самостоятельности, отказывается от совместных игр и занятий, объясняя это своей «взрослостью», замыкается.
• Стремится все делать наоборот и назло взрослым, даже если это ему будет во вред.
• Ребенок стал очень упрям и стоит до конца на своем – для него важно, чтобы с ним считались.
• Постоянное недовольство всем и всеми.
• Стремится диктовать всем, что делать и как быть. По его мнению, именно так поступают взрослые, а ему ведь так хочется быть «большим».
После многолетних исследований выделяют и положительные стороны кризиса 5 лет.
На фоне неуравновешенного поведения именно в период кризиса пяти лет ребенок проявляет все свои наклонности и сильные стороны, которые могут помочь определиться, в какую сторону малышу развиваться.
Если ваш ребенок занят моделированием, танцами, игрой на музыкальных инструментах, спортом, рисование, пением, то кризис переживается без больших сложностей. Дети, у которых есть занятие, знают, к чему стремятся, увлечены интересными делами и задачами, занимаются, по сути, строительством фундамента своего будущего успеха.
Конечно, никто не гарантирует Вам, что ваш малыш станет великим музыкантом или спортсменом, но все знания, умения и навыки, приобретенные в пятилетнем возрасте, обязательно станут частью личности ребенка и помогут ему самореализоваться. Постарайтесь не упустить момент и помочь малышу найти себя в полезном и приятном деле.
Что нужно делать родителям?
Рассмотрим практические рекомендации, как поступать родителям и что им говорить, если начался кризис у их детей:
• Старайтесь как можно больше времени уделять вашему малышу: интересуйтесь его делами.
• Все ваши действия, касающиеся ребенка, должны быть ему объяснены. Пятилетнему малышу важно ощущать себя значимым, а разъяснения убедят его в том, что вы относитесь к нему, как к взрослому.
• Чаще беседуйте с вашим ребенком на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Особенно это важно в случаях, когда малыш проявляет агрессию или дерется.
• Просите о помощи своего ребенка, пусть даже эти дела будут незначительными, – это необходимо для того, чтобы ваш отпрыск чувствовал свою «нужность».
• Спрашивайте у малыша совета, продемонстрируйте ему, что вы воспринимаете его на равных.
• Больше играйте с ребенком, позвольте себе окунуться в детство.
• Поручите вашему ребенку выполнение каких-либо обязанностей. Со временем увеличивайте количество обязанностей и ответственность.
• Предоставьте возможность малышу быть чуть свободнее, не опекайте его слишком сильно и предлагайте свою помощь и поддержку малышу, но не навязывайтесь.
• Избегайте категоричных слов и действий по отношению к своему ребенку. Пусть у вас всегда будет подготовлено альтернативное предложение.
• Чаще хвалите своего ребенка, даже по пустякам.
• Не заостряйте внимание на кривляниях вашего ребенка, со временем это пройдет.
• Предоставьте возможность вашему чаду найти себя, получить больше впечатлений: водите его на выставки, в музеи, художественные галереи, цирки, театры. Объясняйте увиденное, обсуждайте с ним его впечатления и делитесь своими.
• Помните, что любой энергии необходим выход. Чрезмерная активность может найти свое применение в спортивных секциях: плавание, футбол, танцы, теннис, бадминтон, карате, фехтование, художественная гимнастика. Переживания, связанные с возрастными особенностями, отойдут на второй план, поскольку ребенок познакомится с новыми людьми и будет стремиться к успеху в деле, которым будет занят.
Попытайтесь научить малыша формулировать собственное мнение, убеждать окружающих, логически выстраивать цепь аргументов, обосновывать свои желания. Умение грамотно выражать свои мысли и желания поможет вашему малышу цивилизованно общаться с вами и окружающими. Крики, истерические требования, мычание, злое молчание игнорирование просьб взрослых – все это уйдет в небытие, как только ребенок научится правильно говорить и приводить доводы в свою пользу.
• Важно, чтобы ваш ребенок все время был занят и не скучал. Помогите ему найти себя, сделайте его жизнь насыщеннее. При отсутствии большого количества времени ему не будут приходить в голову лишние мысли и поводы для раздражения и замкнутости. Чем быстрее ребенок найдет для себя подходящее занятие, тем лучше он переживет текущий кризис и последующие.
Во время кризиса у детей пяти лет очень важен хороший родительский пример. Станьте другом и образцом для подражания для своего ребенка, и трудный период покажется не таким долгим и сложным.
Чего родителям делать не стоит во время кризиса 5 лет у детей?
В кризисный период пятилетнего малыша психологи категорически запрещают следующее:
• Крики, скандалы, унижения и физические расправы над ребенком.
• Грубость, злость и небрежное отношение к ребенку. Если у вас не получается совладать с собой, то рекомендуется посетить психолога.
• Употреблять фразы вроде «Ты мне мешаешь», «Уйди, отойди», «Ты ничего не умеешь» и пр.
• Навязываться, читать нотации, поучать, подчеркивать возраст и отсутствие каких-либо навыков у ребенка.
• Заниматься попустительством при явной агрессии и неадекватном поведении вашего отпрыска.
• Исправлять нужно ситуацию мягко, без истерик и рукоприкладства.
• Медлить, если вы видите, что малыш нуждается в помощи. Отложите все дела и займитесь проблемами вашего отпрыска немедленно.
• Игнорировать ребенка и ставить свои нужды выше его.
ВАЖНО
Таким образом… Уважаемые педагоги и родители поймите и возьмите на заметку следующее:
Станьте опорой и центром Вселенной для ваших пятилетних детей на время кризиса 5 лет, ведь это важно и им и Вам!
Поймите и примите главное – кризис 5 лет у детей – это данность, которую не избежать. И только в ваших руках возможность максимально облегчить жизнь детям и правильно выстроить воспитательный процесс в работе с детьми.