Практические рекомендации от психолога педагогам и родителям о кризисе 5 лет

В последнее время очень часто идут обращения на консультациях к педагогу-психологу родителей и педагогов по поводу кризиса 5 лет у детей дошкольного возраста. Да, все мы несомненно знакомы с возрастной периодизацией возрастных кризисов по Л. Выгодскому, современный мир меняется и кризис «молодеет». И важно остановиться на промежуточном кризисе 5 лет.

Возрастной кризис – это неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира у ребенка на более взрослое.

Возрастные кризисы у детей хорошо наблюдаемы и требуют внимания психологов, педагогов, родителей, поскольку непрохождение каждого кризиса наслаивается на следующий. Детские кризисы особенно сильно впечатываются в характер человека и часто задают направление всей жизни.

Так, ребенок без базового доверия может оказаться во взрослости неспособным к глубоким личным отношениям. Не ощутивший самостоятельность в детстве человек не имеет возможности опереться на личные силы, остается инфантильным и всю жизнь ищет замену родителю в супруге, начальстве или же стремится безвольно раствориться в социальной группе. Ребенок, не наученный трудолюбию, во взрослости испытывает проблемы с внутренним целеполаганием и внешней дисциплиной.

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста должны знать симптомы кризиса 5 лет, чтобы вовремя оказать необходимую помощь детям и дать правильные рекомендации родителям.

Симптомы кризиса у детей пяти лет проявляются так:

• Ребенок замкнулся в себе, стал меньше говорить, делиться с вами своими эмоциями, успехами и достижениями, хотя всегда делал это.

• Отказывается подчиняться взрослым, проявляет непослушание.

• Стал очень робким, неуверенным и боязливым, он стремится спрятаться от всего нового и ему еще неизвестного.

• Ребенок почти все время раздражен и зол, грубит взрослым и сверстникам без причины.

• Истерит без повода, плачет по пустякам и капризничает целыми днями.

• Кривляется, манерничает и зло копирует взрослых.

• Очень много фантазирует, рассказывает всем выдуманные истории, выдавая их за правдивые.

• Много двигается и быстро устает, очень эмоционален, хотя раньше не был замечен в этом.

• Ребенок заявляет, что хочет больше свободы и самостоятельности, отказывается от совместных игр и занятий, объясняя это своей «взрослостью», замыкается.

• Стремится все делать наоборот и назло взрослым, даже если это ему будет во вред.

• Ребенок стал очень упрям и стоит до конца на своем – для него важно, чтобы с ним считались.

• Постоянное недовольство всем и всеми.

• Стремится диктовать всем, что делать и как быть. По его мнению, именно так поступают взрослые, а ему ведь так хочется быть «большим».

После многолетних исследований выделяют и положительные стороны кризиса 5 лет.

На фоне неуравновешенного поведения именно в период кризиса пяти лет ребенок проявляет все свои наклонности и сильные стороны, которые могут помочь определиться, в какую сторону малышу развиваться.

Если ваш ребенок занят моделированием, танцами, игрой на музыкальных инструментах, спортом, рисование, пением, то кризис переживается без больших сложностей. Дети, у которых есть занятие, знают, к чему стремятся, увлечены интересными делами и задачами, занимаются, по сути, строительством фундамента своего будущего успеха.

Конечно, никто не гарантирует Вам, что ваш малыш станет великим музыкантом или спортсменом, но все знания, умения и навыки, приобретенные в пятилетнем возрасте, обязательно станут частью личности ребенка и помогут ему самореализоваться. Постарайтесь не упустить момент и помочь малышу найти себя в полезном и приятном деле.

Что нужно делать родителям?

Рассмотрим практические рекомендации, как поступать родителям и что им говорить, если начался кризис у их детей:

• Старайтесь как можно больше времени уделять вашему малышу: интересуйтесь его делами.

• Все ваши действия, касающиеся ребенка, должны быть ему объяснены. Пятилетнему малышу важно ощущать себя значимым, а разъяснения убедят его в том, что вы относитесь к нему, как к взрослому.

• Чаще беседуйте с вашим ребенком на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Особенно это важно в случаях, когда малыш проявляет агрессию или дерется.

• Просите о помощи своего ребенка, пусть даже эти дела будут незначительными, – это необходимо для того, чтобы ваш отпрыск чувствовал свою «нужность».

• Спрашивайте у малыша совета, продемонстрируйте ему, что вы воспринимаете его на равных.

• Больше играйте с ребенком, позвольте себе окунуться в детство.

• Поручите вашему ребенку выполнение каких-либо обязанностей. Со временем увеличивайте количество обязанностей и ответственность.

• Предоставьте возможность малышу быть чуть свободнее, не опекайте его слишком сильно и предлагайте свою помощь и поддержку малышу, но не навязывайтесь.

• Избегайте категоричных слов и действий по отношению к своему ребенку. Пусть у вас всегда будет подготовлено альтернативное предложение.

• Чаще хвалите своего ребенка, даже по пустякам.

• Не заостряйте внимание на кривляниях вашего ребенка, со временем это пройдет.

• Предоставьте возможность вашему чаду найти себя, получить больше впечатлений: водите его на выставки, в музеи, художественные галереи, цирки, театры. Объясняйте увиденное, обсуждайте с ним его впечатления и делитесь своими.

• Помните, что любой энергии необходим выход. Чрезмерная активность может найти свое применение в спортивных секциях: плавание, футбол, танцы, теннис, бадминтон, карате, фехтование, художественная гимнастика. Переживания, связанные с возрастными особенностями, отойдут на второй план, поскольку ребенок познакомится с новыми людьми и будет стремиться к успеху в деле, которым будет занят.

Попытайтесь научить малыша формулировать собственное мнение, убеждать окружающих, логически выстраивать цепь аргументов, обосновывать свои желания. Умение грамотно выражать свои мысли и желания поможет вашему малышу цивилизованно общаться с вами и окружающими. Крики, истерические требования, мычание, злое молчание игнорирование просьб взрослых – все это уйдет в небытие, как только ребенок научится правильно говорить и приводить доводы в свою пользу.

• Важно, чтобы ваш ребенок все время был занят и не скучал. Помогите ему найти себя, сделайте его жизнь насыщеннее. При отсутствии большого количества времени ему не будут приходить в голову лишние мысли и поводы для раздражения и замкнутости. Чем быстрее ребенок найдет для себя подходящее занятие, тем лучше он переживет текущий кризис и последующие.

Во время кризиса у детей пяти лет очень важен хороший родительский пример. Станьте другом и образцом для подражания для своего ребенка, и трудный период покажется не таким долгим и сложным.

Чего родителям делать не стоит во время кризиса 5 лет у детей?

В кризисный период пятилетнего малыша психологи категорически запрещают следующее:

• Крики, скандалы, унижения и физические расправы над ребенком.

• Грубость, злость и небрежное отношение к ребенку. Если у вас не получается совладать с собой, то рекомендуется посетить психолога.

• Употреблять фразы вроде «Ты мне мешаешь», «Уйди, отойди», «Ты ничего не умеешь» и пр.

• Навязываться, читать нотации, поучать, подчеркивать возраст и отсутствие каких-либо навыков у ребенка.

• Заниматься попустительством при явной агрессии и неадекватном поведении вашего отпрыска.

• Исправлять нужно ситуацию мягко, без истерик и рукоприкладства.

• Медлить, если вы видите, что малыш нуждается в помощи. Отложите все дела и займитесь проблемами вашего отпрыска немедленно.

• Игнорировать ребенка и ставить свои нужды выше его.

ВАЖНО

Таким образом… Уважаемые педагоги и родители поймите и возьмите на заметку следующее:

Станьте опорой и центром Вселенной для ваших пятилетних детей на время кризиса 5 лет, ведь это важно и им и Вам!

Поймите и примите главное – кризис 5 лет у детей – это данность, которую не избежать. И только в ваших руках возможность максимально облегчить жизнь детям и правильно выстроить воспитательный процесс в работе с детьми.

Как не разбаловать ребенка - Что делать если ребенок балуется