Согласно КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, лицам с особенностям психофизического развития должна оказываться коррекционно-педагогическая помощь и создаваться специальные условия для получения образования с учётом особенностей их психофизического развития.
С целью реализации основных положений ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ образовании лиц с особенностями психофизического развития (специального образования)» в нашем дошкольном учреждении функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).
Пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) – структурное подразделение в учреждениях дошкольного образования, где оказывается коррекционно-педагогическая помощь лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
Коррекционно-педагогическая помощь в ПКПП ГУО «Ясли-сад №5 г.Смолевичи» оказывается учителем-дефектологом Бетеня Светланой Леонидовной в форме занятий, направленных на исправление (или компенсацию) индивидуальных нарушений развития, активизацию познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности .
Коррекционно-педагогическая помощь воспитанникам оказывается с учётом их возрастных особенностей и структуры имеющихся у них речевых нарушений.
В ПКПП проводятся групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия в игровой и занимательной форме.
Основные направления работы:
– исправление звукопроизношения;
– совершенствование грамматического и лексического строя речи;
– развитие фонематических процессов;
– развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики;
Занятия в ПКПП проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года.
В работе используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
В каких случаях нужно обратиться к специалисту:
1. Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания, в том числе неврологические;
2.В доречевой период не отмечалось активное использование гуления, лепета.
3. Ребёнок неохотно и редко повторяет за взрослым то, что слышит;
4. На просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз» проявляет речевой негативизм (молчит или уходит, как будто просьбы не слышал).
5.Ребёнок предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью и не выражает просьбу словесно;
6.Ребёнок активно/малоактивно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
7.Ребёнку не важно, понимает ли его кто-то;
8.Играет преимущественно молча, не комментируя происходящее;
9.Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.
Как относиться к речевым ошибкам детей?
Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:
- неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа(лошадев, карандашов, птичков, стулов);
- неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
- изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
- незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);
- ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);
- неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);
- неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
- отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).
Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.
Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка на долго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например.
В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов» А теперь ты повтори, только правильно».Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.
Речь не передается по наследству
Говорите с ребенком ПРАВИЛЬНО! |
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
Торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет не внимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.
Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.
“Речевая готовность ребенка к школе.”
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
1.Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
2. Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
3. Не ругать ребенка за неправильную речь;
4. Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
5. Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
6. Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
Влияние аденоидов на речь ребёнка
Родители часто спрашивают меня о том, влияют ли аденоиды на развитие речи детей.
Отвечая на вопрос сразу хочу сказать, что да, аденоиды влияют на развитие детской речи.
Давайте рассмотрим, что же происходит при аденоидах.
Во-первых, ребенку становится трудно дышать через нос, нарушается его носовое дыхание. Ребенок начинает чаще и чаще дышать ртом, вследствие чего к мозгу поступает меньше кислорода. А как известно, полноценно мозг может функционировать только тогда, когда он поглощает достаточное количество кислорода. И речь может развиваться своевременно и в полном объеме только при полноценном функционировании мозга. Таким образом возникает прямая взаимосвязь – нарушается работа мозга и как следствие речь не может развиваться своевременно и полноценно и возникают разного рода речевые задержки и нарушения.
Поэтому первое, на что влияют аденоиды, – нарушение работы мозга, а затем аденоиды разрастаясь начинают влиять и на слух, вследствие чего вы сталкиваетесь ещё со множеством проблем.
В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора. Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, отитов, воспалений пазух носа и т. д.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.
Слух ребенка снижается и как следствие нарушается восприятие речи. Наша речь в упрощенном виде делится на два основных блока – это понимание речи и собственная речь человека. И эти два блока тесно связаны друг с другом, собственная речь ребенка может сформироваться и развиваться только в том случае, если у него достаточно хорошо развито понимание речи. А понимание речи, главным образом, состоит из речевого слуха и хорошо сформированного пассивного словаря. Но самым главным звеном здесь является именно речевой слух. И когда ребенок начинает хуже слышать, под действием разрастания аденоидов, то и нарушается его речевой слух. То есть умение услышать, различить на слух звуки, слова, фразы. И конечно тогда не может в достаточной степени сформироваться понимание речи и как следствие нарушается, запаздывает и не развивается дальше собственная речь. Поэтому следующий момент влияния аденоидов на развитие речи – это нарушение слуха и нарушение восприятия речи, а полноценная речь не может развиваться из-за этого фактора.
И третье, на что влияет аденоидит – нарушается звукопроизношение. Произношение звуков становится носовым, речь становится искаженной, невнятной, нечеткой, неясной.
Таким образом у детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса и всех его основных характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках.
Это, в свою очередь, приводит:
1. к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
2. к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов;
3. к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т (мебель = небель , Мила = мина , мне = не , Дина = Нина , день = нень , ладно = лано и т.д.);
4. к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению.
И всё это происходит из-за аденоидита.
Итак, если у вашего ребенка аденоидит, то обязательно этот нужно держать под строгим контролем совместно с врачом-отоларингологом.
Так как же развивать речь ребенка, если вследствие аденоидита у него уже началось отставание от норм.
Возвращаемся к началу цепочки. Если у ребенка нарушился речевой слух, то в первую очередь, необходимо его развивать с помощью игр, направленных на развитие речевого слуха, на то, чтобы помочь ребенку этот речевой слух развить в достаточной степени. Чтобы ребенок хорошо умел воспринимать и различать отдельные звуки родного языка, чтобы он умел различать слова, фразы, чтобы он умел отличать темп речи и другие параметры.
Затем, нужно обязательно развивать пассивный словарь. Без хорошо развитого пассивного словаря, понимания речи в достаточной степени не сформируется. Поэтому необходимо проводить игры на развитие речевого слуха и игры на развитие пассивного словаря. Благодаря этим играм будет развиваться понимание речи, что на последующих этапах работы перейдёт в собственную речь.
Таким образом, если у вашего ребёнка обнаружили аденоидит, не затягиваете с лечением и коррекционной работой.